Новости города БезФормата.Ru
Салават
Главные новости
 
Задать вопрос?

В Башкирии площадь дорог, требующих ремонта, не уменьшается, а увеличивается

0 Проект: 0

Этой весной в Башкирии одной из самых обсуждаемых тем стало плохое состояние дорог. Директор ГУП Институт нефтехимпереработки, доктор техн. наук, профессор, член-корр. АН РБ Эльшад Теляшев рассказал ProUfu.ru о проблемах дорожной отрасли в Башкирии. По его словам, сегодня практически отсутствуют научно обоснованные нормативные документы на битумы, позволяющие строить качественные дороги, а новый федеральный ГОСТ, который с 1 сентября должен стать единственным стандартом, невыполним. Институт нефтехимпереработки разработал региональные нормативы на битумы и на асфальтобетон, которые в разы увеличивают прочность и долговечность дороги и экономят бюджетные деньги. Однако производители битумов не торопятся вносить изменения в технологию. Пока площадь дорог в Башкирии, требующих ремонта, с каждым годом только увеличивается. Подробнее читайте в интервью.  

- Глава Башкирии Рустэм Хамитов, выступая на коллегии Минэкономразвития, попросил у российского правительства хороших битумов. Однако в регионе имеются три крупных производителя дорожного битума: ООО «Битум», ОАО «Газпром нефтехим Салават» и ОАО «Башнефть». Почему в Башкирии сложилась такая ситуация с дорогами? Почему нет хороших битумов?

- Понятие «хорошие битумы» трактуется всеми по-разному. Много лет дорожники оправдывали плохие дороги плохим битумом. Сегодня нефтепереработчики говорят: дайте нам нормативы, мы сделаем любой продукт. Технологии, разработанные в нашем Институте, позволяют такие битумы производить практически из любого сырья.

В советское время мы были соразработчиками известного стандарта на битумы. Документ разрабатывался в течение нескольких лет, потому что надо было каждый показатель научно обосновать, экспериментально проверить, а не просто брать цифру с потолка. 

- Получается, у нас нет проработанных стандартов?

- Последний научно обоснованный документ был сделан в советское время. В 90-е годы он немного модернизировался. Дальше пошли сырые нормативы, различные стандарты организаций, например стандарт ГК «Автодор», так называемый ПНСТ – предварительный национальный стандарт по битумам, который действует уже три года. За это время практически ни одной тонны битума по этому стандарту не произвели, потому что этот норматив невыполним, он научно не обоснован. Что касается ГОСТа, который сегодня уже введен, а с 1 сентября должен стать единственным стандартом, мы его детально проанализировали, подключили коллег из профильного института «Роснефти» и пришли к единому мнению, что там целый ряд параметров также невыполним, о чем неоднократно докладывали на всех крупнейших форумах по дорожной тематике. 

- Почему? Параметры завышены?

- Дело не в том, завышены или занижены. Можно изменить две-три цифры, а для чего? Надо понимать функции битума. Его задача – склеивать каменные материалы в верхних слоях дороги, не более того. При этом при высоких температурах он не должен разжижаться, чтобы это все не поплыло, а при низких – не ломаться. То есть держать определенные свойства и, что немаловажно, сохранять эти свойства длительное время, поскольку любой продукт органического происхождения меняет свои свойства со временем. Есть множество параметров, каждый чем-то продиктован. Есть параметры, устанавливающие температуру вспышки - в битуме не должно быть легких компонентов, которые при нагреве могут привести к взрыву. Есть параметры, которые говорят о вязкостных свойствах. Люди, которые просто берут цифры и начинают их сдвигать в ту или иную сторону, не понимая, что за ними стоит, создают неправильные документы. 

- Сегодня по каким стандартам строят дороги?

- Дороги строятся по стандартам, разработанным в советское время. Какие-то из них меняются. При этом если использовать современные достижения науки в области клеящих материалов, битумов, мы имели бы очень хорошие дороги. К сожалению, мы идем не по этому пути, мы идем по пути появления так называемых новых, ужесточенных, недоработанных, научно необоснованных нормативных документов, которые приводят к плохой ситуации.

- Все-таки почему у нас рушатся дороги?

- Возьмем идеальную ситуацию, когда дорожники четко выполняют нормативные требования. Механизм разрушения дороги всегда один и тот же. Нормальная ситуация, когда зимой битум рвется, тогда при плюсовых температурах он снова склеится. Если битум имеет плохие показатели по сохранению своих свойств во времени, он стареет, его клеящие свойства ухудшаются. Соответственно, он не удерживает камушки, и асфальт начинает рассыпаться. При появлении микротрещин в них попадает вода. Замерзая, она ломает асфальт, образуя выбоину. Расклеенные камушки выкрашиваются автомобилями из дорожного полотна. В результате получается яма. Как раз такую ситуацию мы наблюдаем на наших дорогах этой весной.

- Но применяя некачественный битум, подрядчики нарушают техзадание?

- Крупные подрядчики участвуют в конкурсах. Заказчик выставляет техническое задание или проект. В нем уже заложены все требования к материалам. Дорожники должны строго следовать тому, что там написано. Я не касаюсь вопросов технологической дисциплины. Если в задании содержатся федеральные нормативы на битум, даже при стопроцентном выполнении мы не получим хорошую дорогу.  

- Вы сказали, что Институт разработал нормативы, позволяющие производить хорошие битумы?

- Глава Башкирии поставил задачу разработать региональные стандарты – СТО. Мы совместно с дорожниками, нефтепереработчиками документы утвердили и с этого года нормативы работают. Сейчас они действуют одновременно с федеральными. У нас обязательным является применение федеральных нормативов только на дорогах федерального значения. По протяженности в Башкирии их меньше 10 %. Все остальное – региональные, муниципальные, где регион может применять свои стандарты. У нас есть шанс сделать дороги лучше. В прошлом году были уложены опытные участки. 

- Что вы поменяли в своих нормативах?

Если битум имеет низкую теплостойкость и камушки подобраны неправильно, верхний слой дороги продавливается, и образуется колея. В нормативах на асфальтобетон есть верхние ограничения по прочности – якобы для того, чтобы он не трескался зимой. Это парадокс, ни в одном стандарте мира этого нет. Именно поэтому если взять новый битум и использовать старый стандарт на асфальтобетон, мы не получим хорошую дорогу. Мы разработали региональные стандарты на битумы и на асфальтобетон с его использованием, откуда убрали верхние ограничения. В результате мы получили склонность к образованию колеи в три раза ниже, прочность – в два с половиной раза выше. Это то, что и должно быть. 

- Как будут применяться эти новые стандарты? Прописываться в госзакупках?

- Это уже вопрос заказчиков - Управления дорожного хозяйства РБ, мэрии - насколько они будут активно эти стандарты вводить в закупочную документацию. Важно, чтобы это было интересно производителям битумов, которые должны внести коррективы в свое производство. Они сегодня настроены на один продукт, а им нужно делать немного другой. Ради пяти тонн битума «Башнефть» или «Газпром нефтехим Салават» не будут менять свое производство. Технологии для них мы разработали. Они знают, как делать новый продукт.  

- Но не делают?

- А пока никто не спрашивает с них. Это вопрос рынка, договоренностей. Для этого у нас есть правительство. Задачу с точки зрения науки мы решили. Причем это сделали абсолютно бесплатно.

- Все дорожники республики покупают битум у этих трех компаний?

- Да. Дорожные предприятия закупают битум у ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Башнефть» и ООО «Битум». На своих асфальтобетонных заводах дорожники смешивают щебень с битумом, получая асфальтобетон. В нем содержится 5 – 6 % битума, все остальное – инертный наполнитель. 

- В Башкирии есть примеры хороших дорог?

- Мост на Каменной переправе через Уфимку - в битум вводили полимерные добавки и специальные присадки, улучшающие адгезию – прилипание битума. Этому покрытию уже восемь лет. Нет колеи, трещин, износа. При этом строители нарушали технологию – стоимость покрытия была на 28 % выше, чем было установлено заданием. Однако без применения этих добавок мост пришлось бы ремонтировать уже на следующий год. Восемь лет без ремонта – огромную сумму сэкономили. Кстати, строил «Башкиравтодор». Там был подключен административный ресурс. Сказали – надо сделать хорошо. 

- Тогда почему бы не прописать в госзаказах обязательное условие - добавлять адгезионные присадки?

- Мы только «за». Скупой платит дважды. Денег, выделяемых на ремонт дорог, не так много. Есть желание сэкономить. Это как в сказке – из одной шкуры можно, конечно, вместо одной сделать семь шапок, только их потом уже не надеть. Мне кажется, лучше допустить некое удорожание, сделать обязательным введение адгезионных присадок, но это окупится уже через год – два. Например, в Казахстане запрещено строить дороги без применения адгезионных присадок. 

- Как заинтересовать дорожников делать качественные дороги?

- В некоторых странах есть контракты с гарантиями. Есть контракты жизненного цикла – когда компания, которая строила дорогу, должна ее обслуживать в течение 20 лет. Соответственно, подрядчик заинтересован строить качественно. Сначала бизнесмен вложит больше, но зато потом вернет деньги за счет экономии на обслуживании. Тогда мы уберем из конкурсных процедур липовые компании, которые ничего делать не умеют. Появится прямой интерес строителя к качеству, потому что ему ее и обслуживать.

В других странах заказчиков не волнует, из чего сделана дорога. Она должна выполнять определенные технические требования. Можешь ты построить ее из глины – ради бога, главное, чтобы она была качественной. Мы обкладываем дорожников сотнями нормативных требований, которые не всегда качественные, требуем их выполнения, а когда получаем не тот результат – ищем виновника. 

- В наших контрактах закладывается гарантийный срок?

- Гарантийные сроки в нормативных документах применяются. К примеру, на трассе Уфа – аэропорт компания, которая делала поверхностную обработку перед саммитами ШОС и БРИКС, сейчас эту поверхность ремонтирует. Механизм начинает работать. 

- К сожалению, это один из немногих показательных примеров. Почему она расплавилась летом прошлого года? Из-за пониженной вязкости битума?

- Там много факторов. Были не соблюдены требования к теплостойкости битума. Верхнее бронирующее покрытие отлипало от основной дороги – значит, не подготовили дорогу. Когда срезали поврежденный тонкий слой, надо было убрать оставшиеся камушки, пыль. Положено дорогу мыть, сушить, а уже потом приклеивать верхний бронирующий защитный слой. Скорее всего, были технологические нарушения.

Либо мы нарушаем законодательство о госзакупках, либо федеральные нормы и правила. Если буквально следуем ФЗ 44 о госзакупках, не можем выбрать профессиональную порядную организацию. На тендеры выходит организация, которая дает меньшую цену, у которой нет ничего, кроме лопаты. По закону заказчик, даже зная, что подрядчик работу не сделает, обязан отдать ему. Если заказчик выставляет дополнительные условия, подрядчик через суд может отменить результаты тендеров, указав, что нарушается антимонопольное законодательство. 

- Руководитель УФАС по РБ Зульфира Акбашева считает, что ухудшение дорог связано с отсутствием здоровой конкуренции на рынке из-за объединения мелких лотов. Зачастую одна крупная компания, отвечающая условиям заказчика, собирает все заказы и передает их на аутсорсинг подрядчикам за много меньшие деньги. В итоге там работают гастарбайтеры, страдает качество.

- Малые организации не могут выполнять такие работы. Я сторонник того, чтобы подряды получали крупные организации, у которых есть опыт, техника, есть контрольные лаборатории. У малых организаций этого нет. Понятно, что они нанимают субподрядчиков, но эти субподрядчики контролируются главной организацией. За результат отвечает тот, кто получил главный заказ. 

- Бытует мнение, что дорожникам выгодны плохие дороги, ведь это источник постоянных заказов.

- Я считаю, что это не совсем корректно. Есть техзадания, система приемки работ. Подрядчику работу надо сдать. Я пока рассматриваю идеальную ситуацию, когда выполняются нормативные документы. О халатности – это отдельная история. При уфимской мэрии есть прекрасная контрольная лаборатория, там работают профессионалы. Мы специализируемся на битумах, они – на асфальтобетонах. Свои материалы мы проверяем у них. Лаборатория оснащена современной техникой. Благодаря им многие некачественно выполненные работы в городе не принимаются. 

- Какой смысл делать ямочный ремонт, если заплатки отлипают через несколько дней?

- На самом деле ямочный ремонт можно проводить и в мокрую погоду, и под дождем, если в мастику, которая туда закладывается, - это тот же асфальтобетон - добавить адгезионную присадку. Тогда смесь будет липнуть и к мокрой поверхности. Без присадки никакой битум не прилипнет, потому что когда вода испаряется, битум остывает. Если не применять специальные материалы, поверхность надо обязательно высушить и очистить от мусора, пыли. 

- Почему Институт производит присадки, которые улучшают прилипаемость, но продает их за пределы республики?

- У нас покупают те, кому нужно. Основная часть продукта уходит в Казахстан. Сегодня применять присадку дорожники не хотят. Через год у нас образовывается колея, и мы должны срезать покрытие и делать новое. За это время присадка себя не покажет. Если мы перейдем на новые битумы, которые снижают склонность к образованию колеи в три раза, можно применять присадку. Дорога будет стоять долго. Тогда нам важно будет сохранить ее качество. Эффект от присадки становится ощутимым. Дорога будет стоять 10 – 15 лет. 

- Но в этом не заинтересован подрядчик, ведь объемы его работ уменьшатся.

- А у нас что, мало неотремонтированных, непостроенных дорог? У нас работы всем хватит лет на 50, если будет активно пахать.

Идет разрушение. Если разрушение происходит быстро, мы не будем успевать их ремонтировать и поддерживать на прежнем уровне. Нужно строить так, чтобы к этому участку возвращаться через 20 лет, а не через год. Тогда у нас появятся ресурсы для строительства новых дорог. У нас огромное количество дорог, которые надо строить.

Источник:  https://proufu.ru/news/economika/v_bashkirii_ploshchad_dorog_trebuyushchikh_remonta_ne_umenshaetsya_a_uvelichivaetsya/

В Октябрьском районе Уфы пройдет плановое отключение воды - Администрация гор.округа УфаВ период с 10.30 ч. до 22.30ч. 27 июля, для проведения ремонтных работ по перерезке вновь построенного выноса водопровода Д=200 мм по ул.
21.07.2017 Администрация гор.округа Уфа
У жителей Советского района будет отключена горячая вода - Администрация гор.округа УфаС 24 июля по 4 августа в связи с гидравлическими испытаниями оборудования Южного РТС ООО "БашРТС" будет отключена горячая вода у жителей домов: Пр.Октября, 11/1, 11/2, 11/3, 13/1, 15, 15/1, 20, 21, 21/1 ,21/2, 21/3, 21/4,
21.07.2017 Администрация гор.округа Уфа
В некоторых домах Тихоашкадарского кардона на пять дней отключат газ - Sterlitamak.RuВ связи с проведением плановых ремонтных работ в газораспределительном пункте №9 (Тихоашкадарский кардон) будет прекращена подача газа: - в жилых и садовых домах Тихоашкадарского кардона (всего 22 абонента);
21.07.2017 Sterlitamak.Ru
Ленинский район Уфы: подготовка к зиме – тема номер один - Администрация гор.округа УфаВ целях своевременной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Ленинского района Уфы к работе в предстоящем осенне-зимнем периоде (2017-2018 гг.) в районе проводится планомерная работа.
21.07.2017 Администрация гор.округа Уфа
Внимание: отключение газа! - Администрация г. СтерлитамакВ связи с проведением плановых ремонтных работ в газораспределительном пункте №9 (Тихоашкадарский кардон) будет прекращена подача газа: - в жилых и садовых домах Тихоашкадарского кардона (всего 22 абонента);
21.07.2017 Администрация г. Стерлитамак
Thumb 908fbd70aadb8e97051ed51946224858 - Rb7.RuОбщежитие филиала Дуванского многопрофильного колледжа в селе Малояз, что с первых дней лета осталось без крыши после урагана, восстановят.
21.07.2017 Rb7.Ru
В Башкортостане восстановят общежитие колледжа, пострадавшее от урагана - БСТОбщежитие филиала Дуванского многопрофильного колледжа в селе Малояз, что с первых дней лета осталось без крыши после урагана, восстановят.
20.07.2017 БСТ
Thumb 7b04f4c67ef9728537e1c905e032b891 - Rb7.RuВ Башкортостане 20 июля проходит выездное совещание по поддержке сельских территорий.
20.07.2017 Rb7.Ru
Долги уфимцев за коммунальные услуги превысили 80 миллионов рублей. И это только за горячую воду и тепловую энергию.
20.07.2017 ГТРК Башкортостан
Во дворе дома 149/1по улице Комсомольской  началась реализация  проекта «Формирование современной городской среды» - Администрация гор.округа Уфа В настоящее время во дворе полным ходом идут подготовительные работы. Рабочие  сносят аварийные деревья, обрезают сухие ветки, тем самым  расширяя проезжую часть.
20.07.2017 Администрация гор.округа Уфа
И это только за горячую воду и тепло. Некоторые потребители попросту забывают или не обращают внимания на свою задолженность, которая насчитывает десятки и сотни тысяч рублей.
20.07.2017 ГТРК Башкортостан
В Уфе 21 июля в Ленинском районе города ожидаются перебои с подачей электричества.
20.07.2017 Спутник ФМ
Ленинский район Уфы: подготовка к зиме – тема номер один - Администрация гор.округа УфаВ целях своевременной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Ленинского района Уфы к работе в предстоящем осенне-зимнем периоде (2017-2018 гг.) в районе проводится планомерная работа.
21.07.2017 Администрация гор.округа Уфа
В Башкортостане восстановят общежитие колледжа, пострадавшее от урагана - БСТОбщежитие филиала Дуванского многопрофильного колледжа в селе Малояз, что с первых дней лета осталось без крыши после урагана, восстановят.
20.07.2017 БСТ
27 июля состоится региональный семинар: «Банкротство юридических лиц: новеллы законодательства, проблемные ситуации, судебная практика» - Министерство ЖКХ27 июля 2017 года в Минжилкомхозе РБ пройдет региональный семинар с представителями отдела обеспечения процедуры банкротства Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.
21.07.2017 Министерство ЖКХ
bolnica - Стерлитамакский рабочий
Детская больница: ремонт идёт по графику
В лечении мелочей не бывает. Здесь важно всё: квалификация и доброе отношение медицинского персонала, наличие медикаментов и соответствующего оборудования.
Стерлитамакский рабочий
Изображение к странице «Кумертау преображается» - Кумертауское время
Кумертау преображается
Встреча руководства администрации с жителями дома №7 по улице Худайбердина по благоустройству двора.
Кумертауское время
Арендовать "фонтан"? - Огни Агидели
Арендовать "фонтан"?
Не хотите ли взять в аренду участок площадью 1103 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Агидель, ул.
Огни Агидели
  Угрожал менеджеру куском асфальта, злоумышленник похитил почти 70 тысяч рублей.
21.07.2017 МВД РБ
В Башкирии автоледи опрокинула авто в кювет: есть жертвы - ProUfu.RuВ Аургазинском районе Башкирии произошло смертельное ДТП, сообщает ГИБДД по РБ.
21.07.2017 ProUfu.Ru
Профилактика детского травматизма - Министерство здравоохранения РБВ связи с участившимися в последнее время случаями детского травматизма, особенно выпадений детей из окон и утоплений,
21.07.2017 Министерство здравоохранения РБ
vor - Стерлитамакский рабочий
Телефон взяла, ключи оставила
В дежурную часть г.Стерлитамака обратился мужчина, проживающий по улице Курчатова.
Стерлитамакский рабочий
Криминальная хроника - Стерлитамакский рабочий
Криминальная хроника
За минувшую неделю в городе зарегистрировано около 1500 заявлений и сообщений о происшествиях.
Стерлитамакский рабочий
В Башкирии прокуратура пресекла незаконное использование средств материнского капитала - Уфимские Вести
В Башкирии прокуратура пресекла незаконное использование средств материнского капитала
Как сообщает республиканская прокуратура, в Куюргазинском районе республики свыше 30 местных жителей незаконно распорядились средствами материнского капитала.
Уфимские Вести
В Уфе обсудили вопросы повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов - УФНС Республики Башкортостан18 июля состоялась совместная рабочая встреча УФНС России по Республике Башкортостан и СУ СК России по Республике Башкортостан по вопросам выявления,
20.07.2017 УФНС Республики Башкортостан
Наши в Турции - Управление образования г. УфаВ разгар летних каникул обучающиеся Уфимского городского Дворца детского творчества им.
21.07.2017 Управление образования г. Уфа
1 - Стерлитамакский рабочийЛучше любого селфи! ☀ Друзья, мы рады вам сообщить: проект “ЛИЦА ГОРОДА” работает!
21.07.2017 Стерлитамакский рабочий
Изображение к странице «Облакиня Виктория» - Кумертауское время
Облакиня Виктория
Удивительная вещь – музыка. Ее фантастическая способность проникать прямо в сердце – это просто подарок для талантливого человека.
Кумертауское время
natur - Стерлитамакский рабочий
Проросло лето дождями частыми, ночами холодными, ненастными
И что делать в огороде при такой погоде? Этот вопрос мы задали агроному с многолетним стажем Петру Николаевичу Артамонову.
Стерлитамакский рабочий
tushenie - Стерлитамакский рабочий
Узнали, как уберечься от огня
В июле в детских оздоровительных лагерях Стерлитамакский межрайонный отдел надзорной деятельности провёл несколько мероприятий в рамках профилактики пожаров.
Стерлитамакский рабочий
kolosok - Стерлитамакский рабочийИтак, финальный турнир всероссийских соревнований по футболу юношеских сельских команд, проходивший в Стерлитамаке, завершился.
21.07.2017 Стерлитамакский рабочий
В рамках партпроекта сельские школы Калтасинского района получат новые спортсооружения - Единая РоссияШколы двух сел Калтасинского района смогут оборудовать спортивные площадки в ходе реализации проекта «Детский спорт» партии «Единая Россия».
20.07.2017 Единая Россия
Уфимские подростки отправились в первый военно-исторический лагерь «Заря» - Администрация гор.округа УфаНа базе детского спортивно-оздоровительного лагеря «Виктория» в Кармаскалинском районе Башкортостана 20 июля 2017 года состоялось торжественное открытие первого  военно-исторического лагеря «Заря»  для 120 юношей группы
21.07.2017 Администрация гор.округа Уфа
Изображение к странице «Ваш ход, Николай!» - Кумертауское время
Ваш ход, Николай!
Что такое шахматы: спорт или игра, наука или искусство? Мнения тут расходятся не только у простых людей, но и у великих шахматистов.
Кумертауское время
sportt - Стерлитамакский рабочий
Пас, навес, удар и гол! Начинается футбол
На стадионе центра внешкольной работы «Надежда» – большой футбольный праздник.
Стерлитамакский рабочий
В Уфе из-за футбольного матча перенесены соревнования по велоспорту - Уфимские Вести
В Уфе из-за футбольного матча перенесены соревнования по велоспорту
Как сообщает пресс-служба республиканского Министерства молодежной политики и спорта, всероссийские соревнования по велоспорту, которые были запланированы на 23 июля, перенесены на 20 и 22 июля.
Уфимские Вести
Футбольный клуб «Уфа» продолжает подготовку к первому домашнему матчу в сезоне - БСТВ воскресенье, 23 июля, команда Сергея Семака примет на стадионе «Нефтяник» действующего чемпиона страны – московский «Спартак».
21.07.2017 БСТ
  Угрожал менеджеру куском асфальта, злоумышленник похитил почти 70 тысяч рублей.
21.07.2017 МВД РБ
Топ-модель Ирина Шейк, имеющая корни в Башкирии, проанонсировала совместную работу с Тимати - БашинформТоп-модель Ирина Шейк, имеющая корни в Башкирии, проанонсировала совместную работу с Тимати Фото: Инстаграм Ирины Шейк Топ-модель Ирина Шейк, имеющая корни в Башкирии, проанонсировала совместную работу с Тимати Фото:
21.07.2017 Башинформ
12 июня в Альшеевском районе стартовал чемпионат по мини-футболу. Соревнования проводятся в целях популяризации и развития мини-футбола в районе, привлечения коллективов в организациях к занятию физической культурой и спортом.
21.07.2017 Министерство спорта и туризма
Личные подсобные хозяйства должны перерасти в крупные товарные хозяйства - правительство Башкирии - БашинформЛичные подсобные хозяйства должны перерасти в крупные товарные хозяйства - правительство Башкирии Фото:
21.07.2017 Башинформ